Заседание Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике
Представители Ассоциации развития онлайн образования приняли участие в заседании Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике под руководством Анны Николаевны Палагиной, ректора МИМОП, посвящённое проблемам и перспективам развития онлайн-образования в России.
Отметим, что именно Ассоциация развития онлайн-образования ещё на ПМЭФ поднимала тему необходимости отдельной дискуссии в ТПП РФ. И теперь эта инициатива получила продолжение.
Среди участников были:
Яна Валерьевна Лантратова, депутат Госдумы, председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений , сопредседатель рабочей группы по информационному бизнесу и блогосфере при Государственной Думе;
Николай Александрович Пайганов, начальник отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора;
представители профильных ассоциаций: РАЦИО, Всероссийской Ассоциации бизнес-тренеров, Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир».
Что обсудили и к чему пришли:
1️⃣ Лицензирование образовательной деятельности. Рособрнадзор подтвердил намерение ужесточить порядок выдачи лицензий. В дальнейшем лицензии будут выдаваться только по тем направлениям, для которых есть профессиональные стандарты или ФГОС. Это снизит риски мошенничества и сделает рынок более прозрачным. При этом прозвучало и новое предложение — распространить требование лицензирования и на индивидуальных предпринимателей без сотрудников, если они оказывают образовательные услуги.
2️⃣ Что считать онлайн-образованием?
Сегодня сюда относят очень разные форматы: — классические онлайн-школы; — EdTech-компании со своими IT-платформами (часто регулируемые ещё и Минцифры); — блогеров и инфобизнес с околопросветительскими продуктами; — наставников и экспертов на стыке консалтинга и обучения.
Проблема в том, что это очень разнородные группы, и пока нет единого понимания, что именно считать «онлайн-образованием». Участники дискуссии отметили — данный момент важно проработать, чтобы в будущем строить систему регулирования.
3️⃣ Разделение образования и просвещения.
АРОО снова подчеркнула позицию, ранее озвученную и в Совете Федерации: образовательная и просветительская деятельность должны регулироваться по-разному.
— Образование: более строгие требования, лицензирование, контроль. — Просвещение: легальный рынок, но с упрощённым входом (без лицензий). При этом возможен отдельный реестр просветителей и требования к рекламе (например, запрет «нереальных гарантий»).
Такой подход позволит сохранить и качество образования, и возможность развивать просветительские проекты без избыточных барьеров.
По итогам заседания предложено:
продолжить работу над инициативами в рамках рабочей группы;
пригласить к диалогу профильные министерства (Минпросвещения, Минобрнауки, Минэкономразвития, МВД);
подготовить предложения и направить их в соответствующие органы.
Мы уверены, что сегодняшняя дискуссия стала важным шагом к формированию понятной и справедливой системы регулирования онлайн-образования.