Новости Ассоциации развития онлайн-образования

Заседание Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике

Представители Ассоциации развития онлайн образования приняли участие в заседании Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике под руководством Анны Николаевны Палагиной, ректора МИМОП, посвящённое проблемам и перспективам развития онлайн-образования в России.

Отметим, что именно Ассоциация развития онлайн-образования ещё на ПМЭФ поднимала тему необходимости отдельной дискуссии в ТПП РФ. И теперь эта инициатива получила продолжение.

Среди участников были:
  • Яна Валерьевна Лантратова, депутат Госдумы, председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений , сопредседатель рабочей группы по информационному бизнесу и блогосфере при Государственной Думе;
  • Николай Александрович Пайганов, начальник отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора;
  • представители профильных ассоциаций: РАЦИО, Всероссийской Ассоциации бизнес-тренеров, Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир».

Что обсудили и к чему пришли:

1️⃣ Лицензирование образовательной деятельности.
Рособрнадзор подтвердил намерение ужесточить порядок выдачи лицензий. В дальнейшем лицензии будут выдаваться только по тем направлениям, для которых есть профессиональные стандарты или ФГОС. Это снизит риски мошенничества и сделает рынок более прозрачным. При этом прозвучало и новое предложение — распространить требование лицензирования и на индивидуальных предпринимателей без сотрудников, если они оказывают образовательные услуги.

2️⃣ Что считать онлайн-образованием?

Сегодня сюда относят очень разные форматы:
— классические онлайн-школы;
— EdTech-компании со своими IT-платформами (часто регулируемые ещё и Минцифры);
— блогеров и инфобизнес с околопросветительскими продуктами;
— наставников и экспертов на стыке консалтинга и обучения.

Проблема в том, что это очень разнородные группы, и пока нет единого понимания, что именно считать «онлайн-образованием». Участники дискуссии отметили — данный момент важно проработать, чтобы в будущем строить систему регулирования.

3️⃣ Разделение образования и просвещения.

АРОО снова подчеркнула позицию, ранее озвученную и в Совете Федерации: образовательная и просветительская деятельность должны регулироваться по-разному.

— Образование: более строгие требования, лицензирование, контроль.
— Просвещение: легальный рынок, но с упрощённым входом (без лицензий). При этом возможен отдельный реестр просветителей и требования к рекламе (например, запрет «нереальных гарантий»).

Такой подход позволит сохранить и качество образования, и возможность развивать просветительские проекты без избыточных барьеров.

По итогам заседания предложено:
  • продолжить работу над инициативами в рамках рабочей группы;
  • пригласить к диалогу профильные министерства (Минпросвещения, Минобрнауки, Минэкономразвития, МВД);
  • подготовить предложения и направить их в соответствующие органы.

Мы уверены, что сегодняшняя дискуссия стала важным шагом к формированию понятной и справедливой системы регулирования онлайн-образования.
Made on
Tilda