Перспективы развития законодательного регулирования сферы онлайн-образования
24 октября 2024 в рамках заседания секции «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности Российской Федерации» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось экспертное обсуждение темы «Перспективы развития законодательного регулирования сферы онлайн-образования».
Инициатором мероприятия выступила Ассоциация развития онлайн-образования, представляющая интересы онлайн-школ во взаимодействии с государством.
В повестку заседания были включены следующие вопросы:
Перспективы развития рынка онлайн-образования в России и международного сотрудничества в сфере онлайн-образования;
Разделение просветительских, образовательных и консалтинговых продуктов, реализуемых в онлайне; создание профильных CPO и введение ОКВЭД «Просветительская деятельность»;
Внедрение процедуры добровольной международной сертификации программ онлайн-образования; Введение профильных стандартов в отдельных нишах онлайн-образования на примере образовательных продуктов;
Введение дисклеймера при рекламировании просветительских услуг;
Реализация просветительских проектов для участников рынка по вопросам ведения деятельности в сфере онлайн-образования / просвещения.
Мероприятие открыл зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительствуАртем Шейкин. Сенатор отметил, что среди преимуществ онлайн-образования разнообразие существующих курсов, удобство, гибкость, экономия средств. «Для государства в этом тоже много плюсов – возможность предоставлять новые рабочие места и готовить дополнительные кадры, стимулировать развитие инноваций и технологических решений. Это также возможность привлекать иностранных специалистов и экспортировать образование», сказал Артем Шейкин.
На встрече с представителями рынка онлайн-образования и экспертным сообществом присутствовал представитель профильного ведомства статс-секретарь – заместитель Министра просвещения РФ Андрей Корнеев, который в ходе заседания отметил, что при развитии сферы онлайн-образования государство не ставит каких‑либо жестких рамок этой деятельности. Участники рынка активно предоставляют свои услуги.
В то же время, сказал он, более строгие требования предъявляются к школьному образованию. По словам Андрея Корнеева, никто не заменит учителя – главного человека в школе, который дает знания и воспитывает. Также в школе дети учатся дружить, общаться со сверстниками.
Заместитель Министра добавил, что остальные образовательные программы, в том числе дополнительные, профессиональные, – могут свободно реализовываться в онлайн-формате при условиях соблюдения действующего законодательства, соответствия традиционным духовно-нравственным ценностями, провозглашенным в Российской Федерации.
Президент Ассоциации развития онлайн-образования Крестина Сергеева рассказала о деятельности Ассоциации, целью которой является «содействие формированию прозрачного и качественного рынка онлайн-образования, закрывающего потребности пользователей и выступающего добросовестным партнером и поставщиком экспертизы для государства в целях закрытия социально-экономических приоритетов». Крестина в том числе рассказала о проектах, нацеленных на экспорт российского образования за рубеж, открытии детских образовательных центров по изучению русского языка в разных странах. Эта работа ведется совместно с Министерством просвещения РФ.
В рамках мероприятия эксперты, в числе которых представители крупнейших онлайн-школ, обсудили перспективы развития рынка онлайн-образования в России и международного сотрудничества в сфере онлайн-образования, а также ряд нормативных инициатив по регулированию рынка.
В частности, обсуждалось разделение продуктов, реализуемых в онлайн на образовательные, просветительские и консалтинговые; создание профильных СРО по данным направлениям деятельности и создание нового ОКВЭД «Просветительская деятельность»
По словам вице-президента Ассоциации развития онлайн-образования по стратегическим коммуникациям Вероники Яковлевой«В законе сейчас существует определение «просветительской деятельности», но оно не конкретное, отсутствует четкая граница между просветительскими и образовательными продуктами. Наше предложение – давайте определимся, что такое «просветительская деятельность», конкретно на примерах, чтобы каждый, кто выходит на этот рынок, понимал и мог выбрать: кто он — образование или просвещение. И на него распространялось в зависимости от этого разное регулирование, с разными по жесткости требованиями».
Целый ряд спикеров обратил внимание на важность выстраивания диалога государства и представителей рынка онлайн-образования, готовых законному осуществлению деятельности и открытых к вовлечению в реализацию значимых для государства задач.
«Рынок онлайн-образования достаточно молодой и только формируется, на данном этапе целью Ассоциации является объединение государственных органов и представителей индустрии: выстроить полноценный диалог и прийти к общим выводам для дальнейшего регулирования и совместной деятельности» - отметила вице-президент Ассоциации развития онлайн-образования Анна Мальцева и предложила государственным органам принять участие в просветительской встрече с представителями рынка. Министерство Просвещения России поддержало предложение Анны и мы надеемся, что в скором времени состоится первая такая большая встреча.
В рамках заседания представителями компаний, работающих в сфере онлайн-образования, некоммерческих и общественных организаций, включая Торгово-промышленную палату РФ и «ОПОРА России», экспертного сообщества были озвучены различные предложения по регулированию онлайн обучения.
Мы благодарим лидеров-рынка, присоединившихся к обсуждению перспектив развития законодательного регулирования сферы онлайн-образования на официальной площадке и решивших донести свою позицию до государственных органов.
Как непосредственные представители рынка онлайн-образования на заседании в Совете Федерации присутствовали:
Алексей Стрельцов — сооснователь сервиса Продамус, совладелец маркетплейса и партнерской сети для онлайн-школ Salid.ru
Сергей Михайлов — со-основатель и генеральный директор компании ООО «СИСТЕМА ГЕТКУРС»
Рустам Айнетдинов — исполнительный директор Skyeng
Юлия Коновалова — юрист «Федерации профессиональных коучей и наставников»
Руслан Масгутов — кандидат медицинских наук, ученый исследователь, врач травматолог-ортопед, мануальный терапевт
Карина Хольц — координатор Экспертной группы Ассоциации развития онлайн-образования «Общественное здоровье», клинический нутрициолог
Александра Демкина — основатель академии «Докстарклаб»
Дарья Гребенюк — академический директор Международного онлайн-института психологии Smart
Ксения Мосунова — основатель основатель Института современной психологии и родологии (ИСПИР)
Тагир Арсланов — предприниматель, автор образовательной программы для предпринимателей «Портал»
Лаша Боратиони — предприниматель, основатель проекта X100 IT Group
Юлия Родочинская — автор обучения маркетингу в онлайне «Школа маркетинга Юлии Родочинской»
Марина Тушевская — основатель проекта «Переход в ТАК»
Артем Дюкарев — бизнес-советник лидеров рынка онлайн-образования
Илья Чагин — создатель образовательной конференции EdPortal Global
Карина Арутюнян — основатель Школы осознанной женственности
Аделина Сорокина — основатель онлайн-школа AdelSales
Елена Гордеева — эксперт и генеральный директор Академии Женской Реализации
Игорь Мгеладзе — серийный предприниматель, основатель проекта MW